Исторические артефакты на дне реки Белая

Находясь на экологической экскурсии в заповедники Шульган – Таш, туристы, проходя музейными тропами, встречают на своём пути большой камень, рядом с которым лежат железные болванки. Если не знать какая история скрывается за этими историческими памятниками, то их можно не заметить и пройти мимо.
Шульган – Таш – как современный заповедник, был создан в 1958 году, сейчас является Прибельским филиалом заповедника Башкирии. Расположен в предгорьях Южного Урала на горно-лесной местности. Само название означает «Шульган» - исчезла, провалилась, а «Таш» - камень. Однако история до момента приобретения заповедником федерального статуса, начинается ещё с царских времён. Период возрождения Российского государства начинается ещё с 17 века. Когда Пётр первый издал приказ о строительстве на Урале металлургических заводов. Именно 18 век отметился тем, что в верховьях реки Белая на Южном Урале начали свою работу несколько металлургических заводов. На заводах производился, метал, а средством его доставки был лишь один способ – это по реке Белая. Помимо железа на заводах изготовлялись сорокасаженные барки, полуфабрикаты, и таким образом уже готовые изделия грузились на барки и отправлялись по реке. Управляли барками опытные лоцманы, для торможения скорости на крутых поворотах, им необходимо было использовать лоты.
Лоты – это железный лист с шипами, довольно тяжёлый, однако только он мог замедлить скорость барки и предотвратить крушение маленького судна. Общий вес такой конструкции составлял 50-100 кг, на барке же использовалось несколько таких лотов, их вес достигал 400 кг. Эту конструкцию привязывали на цепи к лодке, что бы она тянулась по дну реки. Многие куски металла отрывались, и остались в качестве артефактов в воде по сегодняшний день.
Камень, который находится в заповедники, имеет своё название – Митрошкин камень. Почему именно такое название, да потому, что в те временна был искусный лоцман-рулевой Митрошка. За свою работу не один раз Митрошка получал награду от хозяина завода Демидова. Зазнался лоцман и пообещал, что лодку, нагруженную чугуном, доведёт до конца реки. Пришёл он к Демидову просить разрешения, вот и заключили договор. От хозяина завода всё необходимое, а от Митрошки выполненная работа. В случае выполнения лоцмана ожидала большая награда, а если нет то наказание розгами. Вот отправился он в путь, всё шло хорошо, а как доплыл до опасной горы Яман-шаршы (Страшный перекат), увидел, что скала отступает и степь начинается. Обрадовался, достал скрипку и начал играть.
Вдруг не заметил, как руль потерял, барку удержать не удалось, и раскололась она на части об камень. Спасти его удалось, однако представитель хозяина и заводские приказчики в порыве гнева, приказали отправить его на ту скалу и до смерти засекли розгами. На скале земли нет, поэтому пришлось тело камнями засыпать. И возвысился каменный холм над рекой на 15-20 метров. С тех времён холм Яман-Шаршы называют Мирошкиным камнем. После революции, скалу взорвали так как она перерождала путь реки Белой, на сегодняшний день осталась лишь правая часть скалы примыкавшая к опасному порогу.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Бурзяне - древнее племя тюркского происхождения

Тайны пещеры Антона